Скучная Ретроспектива
Сколько раз я это видел –
потухшие глаза, обреченный взгляд, безысходность. И это не из-за заваленного
релиза или овертайма, просто команда идет на очередную скучную ретроспективу.
Ноль энтузиазма, но пессимизма хоть отбавляй.
«Зачем нам это нужно? Это всего лишь трата времени». Я слышал
подобное не раз. Бывает, сидишь на таком митинге, глаза закрываются сами собой,
еле борешься с зевотой – настолько «интересный» и «содержательный» формат
проводимого мероприятия.
Мы хотим, чтобы наши митинги были
более продуктивными и интересными? Нам нужно вдохнуть жизнь в изрядно
поднадоевшую Ретроспективу? Мы хотим, чтобы наша команда была инновационной и
креативной?
Тогда просто необходимо провести качественную Визуальную
Ретроспективу.
Откуда пришла Визуализация
Принцип тотальной визуализации заимствован у команд
творческих профессий (художники, дизайнеры). Дизайнерские команды знают, что
они должны создать нечто, удовлетворяющее определенным критериям, обычно в
рамках определенных ограничений (бюджета, материалов, времени). Дизайн, также
как и разработка программного обеспечения, в большинстве случаев, требует
тесного Сотрудничества между людьми различных специальностей, заинтересованными
в результате проекта. Дизайнеры как никто понимают, что первоначальные идеи
неизбежно меняются после того, как пользователи дают обратную связь.
Аджайл команды работают очень похоже – быстро создают
продукт, который немедленно отдают в руки пользователей. Пользователи получают
прототип, играют с ним, оценивают, и дают критически важную для успеха проекта
обратную связь.
«После
долгих лет работы с Визуальными митингами и применения многих графических
инструментов, я пришел к мнению, что дизайнерское мышление обычно полезно для
любой команды, которой необходимо одновременно иметь высокую продуктивность и
быть креативной» (Визуальные Команды, 2011).
Инструменты для Визуальной Ретроспективы
Сделать ретроспективу не просто
эффективной, а такой, которая приведет нас к экстраординарным результатам,
вполне по силам. Для этого у нас есть все необходимые инструменты.
- Первый и самый мощный, который всегда находится в нашем расположении – способность к рисованию. Вспомните, что это заложено в каждом из нас с рождения. Маленькие дети начинают рисовать еще до того как начинают говорить.
- Второй инструмент – стикеры и другие интерактивные «штучки», которые помогают нам создавать и комбинировать информацию. Люди очень любят интерактивное общение, а возможность своими руками создавать эту информацию - прямой путь к тому, чтобы эффективно вовлечь команду в процесс обсуждения.
- Третий инструмент – визуальные метафоры, который помогают нам мыслить визуально и включать креативное мышление.
Какие преимущества?
Визуальные митинги обладают существенными
преимуществами по сравнению с традиционными.
- Графика усиливает фантазию участников.
- Активное участие команды – людям нравится, когда их мысли фиксируются графически, интерактивно.
- Обсуждение идет более эффективно при использовании наглядных графических материалов (визуальных метафор). Они стимулируют мыслительные процессы.
- Групповая память усиливается при использовании графики и ведет к тому, что люди охотно следуют решениям, принятым на таких визуальных митингах. Тем самым улучшается продуктивность команды. Это объясняется тем, что при работе с использованием визуальных инструментов вовлекается правое полушарие мозга, отвечающее за визуальное восприятие.
Хотелось бы, чтобы все команды выглядели в итоге так: