Итак, запускается новый проект. Мы получаем новый контекст с
новыми вызовами, новую команду и новых заказчиков. Все иначе, не так как было
раньше. Ко всему этому добавляются новые возможности и вызовы, определенные страхи
и опасения.
С чего начать? Что необходимо сделать в «нулевую» итерацию?
Каков минимальный набор для успешного старта Скрам команды и запуска первого
спринта?
Что делаем в Нулевом спринте
Нулевой спринт - промежуток времени, за который мы проводим всю
подготовительную работу для полноценного начала первого спринта. По
длительности нулевой спринт не обязательно должен совпадать с длиной последующих
спринтов.
За это время нам необходимо попытаться из группы
индивидуальностей создать команду, подготовленную к своему первому спринту, и
дать ей в руки все необходимые инструменты.
Нам понадобится следующий минимум перед началом первого
спринта (Vizdos 2005):
- Знания о процессе.
- Знания о команде.
- Знания о продукте.
Нулевой спринт имеет еще одну очень важную характеристику,
которая ставит его в особое положение по отношению к другим – особое участие бизнеса
и Владельца Продукта. Их роли в нулевом спринте просто критичны.
Узнать о процессе
Даже если мы знаем, что у нас в команде собрались люди,
которые прекрасно понимают все тонкости Скрама, обсудить будущий процесс просто
необходимо. Мы должны понимать, что количество видений Скрама в команде ровно
количеству человек в нашей команде. Каждый будет воспринимать процесс через
призму своего прошлого опыта. К тому же
на нулевом спринте часто присутствуют представители бизнеса, которые нередко очень
далеки от понимания не только Скрама, но и вообще Гибкой разработки в целом.
О чем стоит поговорить:
- Аджайл Манифест, его ценности и принципы.
- Чем отличается гибкие эмпирические процессы (в частности Скрам) от классической детерминистической модели классического менеджмента. Их преимущества.
- Особенности итеративно-инкрементной разработки.
- Минимальный Скрам фреймворк.
- Роли и ответственности в Скраме.
- Скрам надстройки, которые мы планируем использовать в проекте и их форматы (например User Story).
Также Скрам мастер может установить определенные ожидания
производительности от команды. Это совсем не значит, что мы должны
устанавливать конкретные сроки, через которые производительность должна вырасти
в определенное количество раз. Но показать, что это возможно, и что многие команды по всему миру
смогли получить состояние гиперпродуктивности, стоит. Отличной динамикой роста Velocity для Скрам команды считается рост
порядка 10% за каждый спринт, что означает удвоение изначальной
производительности примерно через полгода работы. Для подобной установки я
использую модифицированное мною High-performance Tree активность (Coaching Agile Teams, 2010).
Узнать о команде
За нулевой спринт Скрам мастер (коуч)
должен помочь людям узнать друг друга, создать атмосферу доверия, помочь найти
ответы на следующие вопросы:
- Почему МЫ оказались в этой команде? Зачем Я здесь?
- Какими качествами и навыками каждый из НАС может помочь команде?
- Каковы МОИ личные и НАШИ командные ценности?
В этом могут помочь активности Journey Lines, Constellation, Values (Lyssa Adkins, Coaching Agile Teams, 2010)
Узнать о работе
Новой Скрам команде для начала своего первого спринта необходимо
иметь как минимум:
- Видение Продукта(Vision)
- Беклог Продукта (Product Backlog)
Но хорошо бы
сразу создать еще несколько артефактов:
- Definition of Done (DoD)
- Definition of Ready
- Working Agreements
После нулевого спринта логично предположить, что начинается первый. Но это
совсем другая история )). Напишу об этом попозже.