Удовлетворяем заказчика. Когда говорят о счастье и удовлетворенности в IT, то обычно это воспринимается однобоко и ассоциируется лишь со стороной заказчика. Мы понимаем, что в наших интересах прилагать все силы для того, чтобы ему нравился продукт, который мы разрабатываем и наш сервис. Некоторые берут на вооружение английский термин «satisfy» и планомерно «сатисфачат» своих заказчиков. И это хорошо. J
Забываем о команде разработки? Мне кажется, что очень часто мы забываем о команде разработки – о людях, руками которых строится продукт. Мы совсем не заботимся о том, нравится ли им текущие условия труда, проект, продукт, над которым они работают, сам процесс разработки и так далее. И вспоминаем мы об этом лишь тогда, когда человек приходит нам с офером и сообщает о том, что он уходит из компании.
Кто имеет право на счастье в Скраме? Гюнтер Верхейен, директор программ Scrum.org в своей книге «Scrum Pocket Guide» пишет:
Скрам - это инструмент, с помощью которого возможно качественно и быстро создавать продукты. Но САМОЙ ГЛАВНОЙ целью Скрама является восстанавление энергии и удовлетворенности от работы для всех вовлеченных в него игроков. Начиная от тех, кто создает продукт и заинтересован в его появлении, до тех, кто будет пользоваться продуктом, его сервисами, а также тех кто помогал создавать его своими советами, предложениями и обратной связью.
Я специально выделил два слова в цитате большими буквами. Часто замечаю, что Скрам выбирается менеджментом в погоне только за одной целью - быстрой разработкой продукта. Это абсолютно понятное и естественное желание. Но не только это закладывалось в фреймворк его создателями. Скрам – очень сильный человеческий инструмент. И эта «человеческая» часть Скрама совсем не слабее его «бизнес» части.
«Кто за счастье борется, тому оно и клонится» - русская поговорка.
Итак, давайте наблюдать за настроением наших команд. Для этого есть замечательный инструмент Niko-Niko календарь. Впервые он был описан в 2006 году в статье Акинори Саката. В оригинальном варианте Niko-Niko представляет собой календарь, в который каждый день команда вносит свое настроение.
- Зеленый смайлик – Happy
- Желтый смайлик – Moderate
- Красный смайлик - Unhappy
Бумаждый Niko-Niko. Некоторое время из-за отсутствия смайликов я использовал бумажный Niko-Niko с расширенным набором цветов. Так захотелось команде. Им показалось, что трех цветов (зеленый, желтый, красный) мало. Мы включили дополнительных два промежуточных оттенка. Каждый день после Дейли Скрама ребята клеили новый стикер в соответствующий слот на календаре.
Лего Niko-Niko. Недавно мне пришло в голову попробовать сделать Niko-Niko календарь на базе Лего. Я закупил Лего подставку и несколько наборов «строительных инструментов». И вот - обновленный Niko-Niko календарь готов! У него есть свои несомненные преимущества:
- Компактность
- Переносимость
- Возможность убрать кубики и начать заполнять календарь заново
- Тактильность
Niko-Niko для Скрам Мастера. Скрам Мастер именно тот человек, который должен пристально «смотреть» на команду, тонко и эмоционально чувствовать каждого, и вносить необходимые корректирующие действия при необходимости. Мы часто говорим, что лучшая кандидатура на роль Скрам мастера – человек с большими развесистыми социальными антеннами. Это глубокая и человечная роль. И Niko-Niko – отличный помощник для каждого Скрам Мастера.
Как это работает? Каждая Скрам команда уникальна по своему и то, что подходит одной команде совсем не обязательно заработает у другой. В целом, я наблюдал только положительную реакцию на Niko-Niko. Это превращалось в некий Фан и командную игру. После Дейли Скрама люди говорили о том, почему сегодня настроение «не очень», почему оно отличается от вчерашнего и что можно сделать для того, чтобы оно изменилось. Было интересно наблюдать за тем, как некоторые ребята в течение дня переклеивали бумажки в соответствии с тем, как менялось их настроение. За всем этим процессом должен пристально наблюдать Скрам Мастер, четко улавливая настроение в команде. Ведь каждый день оно разное. Комбинаций очень много J Также я объясняю эффективность этого инструмента сопричастностью – люди глубоко социальные создания, а у Niko-Niko получается удивительным образом сплачивать людей и давать почувствовать плечо товарища по команде.
Что точно не нужно делать? Однозначно Niko-Niko не должен превращаться в инструмент давления на команду, охоту на ведьм. Мы не гоняемся за теми, кто посмел поставить красный кубик или прилепил красную бумажку, чтобы интенсивно «замотивировать» человека. У нас не должно быть цели «зачистить» команду. В этом случае команда перестанет отображать свое актуальное настроение. Мы увидим сплошные зеленые кубики – но разве это то, чего мы добивались и чего нам хотелось?
Что дальше? Я никогда не устану экспериментировать с различным инструментами и подходами и призываю вам к тому же. Пробуйте, разочаровывайтесь и находите новые инструменты для своих команд. Находите то, что будет лучше работать для вас. Может быть, есть чем поделиться? Буду рад услышать ваш отзыв и полезный совет.
Scrum On!