Я много раз слышал этот вопрос. Но так и не могу привыкнуть к нему, и каждый
раз сильно расстраиваюсь. Для меня это показатель того, что команда не осознает
полностью смысл и важность роли Скрам-мастера.
Майк Кон проводит отличную параллель в статье
«Rotating the ScrumMaster Role». Он сравнивает работу
Скрам-мастера с приготовлением ужина в семье.
Майк Кон признается, что любит вкусно поесть, поэтому в его семье ужин
готовит тот, у кого это получается лучше всего – его жена.
Команда, в которой роль Скрам-мастера передается от
спринта к спринту, напоминает мне живущих в одной комнате общежития студентов, у
которых каждый день на ужин подается жареная картошка. Действительно, в этом
случае не имеет значения кто ее (картошку) вечером обжарит на кухне и принесет
в комнату.
Однако если вы хотите получить на обед изысканное
блюдо, то нужно приложить немало усилий и обладать определенными кулинарными навыками.
Многие команды считают, к сожалению, что обязанности
Скрам-мастера ограничиваются лишь организацией митингов. Вдобавок к этому, на Ретроспективе
(если вообще она проводится) необходимо нарисовать две колонки, обозначив одну
из них плюсом, а другую дельта плюсом. Затем вписать что-то в эти колонки. С
чистой совестью Скрам-мастер складывает с себя полномочия, чтобы передать их
следующему за ним по очереди. Теперь «жарить картошку» будет его коллега. Печально.
Я люблю картошку. Жаренную. Но не каждый день на ужин.
Тобиас Майер в статье «Delete [ScrumMasters]» пишет о том, что Скрам-мастера чаще
всего принадлежат одной из следующих групп:
- Менеджеры, которые хотят лучше управлять проектом
- Линейные менеджеры, которые хотят лучше управлять людьми
- Технические лидеры, на которых свалили эту роль и которые не понимают о чем она
- Редкие индивидуальности с выдающимися коучинговыми способностями.
Только представители
четвертой группы становятся настоящими Скрам-мастерами. Их очень мало. И часто мы
называем их по-другому - Коучами. Эти люди не приемлют установленного статуса-кво.
Они должны уметь задавать неудобные вопросы, ставить вызовы и быть инициаторами
изменений, благодаря которым ДНК команды меняется.