Ретроспектива или пиво? Всегда считал, что хороший Скрам мастер не должен повторяться на Ретроспективе. Активности должны постоянно меняться. Одни и те же заезженные подходы не добавляют FUN в процесс. Команда, зная, что их снова ожидают знакомые колонки «What worked well» и «What could be better», не будет с энтузиазмом ждать очередной Ретроспективы.
«Ну че там у нас сегодня – Ретро? Давайте побыстрее, сегодня пятница и лучше пойдем пить пиво» - это не та реакция, которую хотелось бы видеть .
Я уже писал о том, что существуют невидимые «нити», связывающие FUN, коллаборацию и креативность. Их нельзя увидеть, нельзя описать строгими математическими формулами, но можно лишь почувствовать.
Поле креативности. Все люди на земле БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ креативны. Каждый из нас занимает свое определенную точку в декартовом пространстве, которое я называю Поле Креативности. Дело в том, что Креативность представляет собой функцию двух основных переменных: Уровня Креативности и Стиля Креативности.
Креативность = f(Стиль, Уровень)
Уровень Креативности – это весь тот опыт и знания, которые нам удалось собрать за нашу жизнь. Чем старше и опытнее мы становимся, тем более высоким он становится и достигает своего пика в поздние годы человеческой жизни.
Стиль Креативности варьируется от Адаптивного (структурированного) до Инновационного. Некоторые люди предпочитают подходить к проблемам основательно и структурированно, постепенно углубляясь во все детали, стараясь ничего не упустить. Это Адаптивный стиля креативности. Обладатели же Инновационного стиля могут сразу поставить под сомнение само существование проблемы, предложить революционные и удивительные идеи, выбивающиеся из контекста. Совершенно неправильно было бы сказать, какой из стилей предпочтителен. Они оба важны. Все зависит от контекста и поставленной задачи.
Как можно использовать Поле Креативности на Ретроспективе. Скрам команда состоит из различных по стилю креативности людей. Размер нашей команды совпадает с количеством точек на Поле Креативности. Сколько людей - столько и точек. Важно понимать, что активности на Ретро тоже имеют разные стили и, соответственно, не одинаково будут воздействовать на каждого члена команды. Например, я всегда чувствовал, что мне не нравится подход Story Mapping. Ничего конкретного, просто на уровне ощущений мне было не слишком комфортно работать используя его. Теперь я понимаю почему – этот подход по стилю не совсем совпадает с моим личным стилем креативности.
Поэтому, постоянно меняя активности (разные стили), мы сможем на каждой ретроспективе воздействовать фокусировано на определенную часть команды, получая от людей большую отдачу в определении проблем и поиске решений.
К примеру, инструмент bottom-up tree больше подходит для людей с адаптивным стилем креативности, тогда как mind up будет ближе обладателям инновационного стиля.
Без сомнения, никакие рассуждения не заменят практики, ведь Скрам – эмпирический процесс. Удачи вам в поисках наиболее эффективных инструментов для воздействия на поле Креативности.