Professional Scrum Master (PSM)

Professional Scrum Master (PSM)
Professional Scrum Master (PSM)

четверг, 13 декабря 2012 г.

Мой опыт сдачи Certified Scrum Professional (CSP)



Certified Scrum Professional
Получить от Скрам Альянса статус Certified Scrum Professional я решил еще этой весной, но, как это часто бывает, сначала не было времени,  а позже возможности из-за перегруженности на работе. 

Но в ноябре так сложились звезды (нет, гороскопы я не читаю), что 12.12.12 я приехал в Киев с целью, наконец , осуществить задуманное. Еще год назад возможность сдачи Certified Scrum Professional была только во Львове , теперь же вы можете сертифицироваться и в Киеве (офисе SMART Business м.  Шевченко).

С полным описанием сертификации вы можете ознакомиться тут.

Как это было

Полчаса девушка, ассистирующая на экзамене, не могла войти в систему Castle WorldWide и заметно нервничала. К сожалению, это волнение передалось и мне. Когда же у нее все получилось, она караулила меня и ходила по пятам, когда я направлялся за очередной чашкой чая на кухню. На весь экзамен я потратил 1 час 20 минут с учетом 24 вопросов, которые отметил на последующую проверку. Набрал 569 из 600 баллов. Всего вам отводится 3 часа, за которые вы должны ответить на 150 вопросов. Результат выдается по шкале от 300 до 600 с порогом прохождения 450.

После сертификации остались смешанные чувства. С одной стороны некоторые вопросы очень порадовали – на некоторые я не мог найти очевидного правильного ответа, и мне приходилось мысленно обращаться к Манифесту, базовым принципам и ценностям Аджайл, чтобы выбрать подходящий вариант. С другой стороны, было несколько вопросов, с авторами которых я готов спорить долго – уверен, что среди предложенных вариантов не было одного очевидного.

Структура вопросов по сложности

  • ·         20% - сложные, близкие к тем 35 вопросам, которые Альянс предлагает приобрести здесь.
  • ·         60% - средней сложности, требующие глубокого понимания ролей, ответственностей, теории Скрама и хорошего знания технических практик (TDD, Pair Programming, CI, Test-first design, Simple Design).
  • ·         20% - примитивные вопросы:  «Какой оптимальный размер Скрам команды?» и т.д.

Структура экзамена по тематике

  • ·         Scrum Basics - 10%
  • ·         Roles and Responsibilities in Scrum – 40%
  • ·         Scrum on Enterprise level – 15%
  • ·         Retrospectives – 5%
  • ·         Agile Practices – 15%
  • ·         Colocation, Collaboration, Cooperation – 5%
  • ·         Other Agile methodologies/frameworks – 1 question
  • ·         Definition of Done – 5%
  • ·         Different – 5%

Как готовиться?

Рекомендую прочитать следующие книги для подготовки к экзамену:

  • ·         Succeeding with Agile: Software Development Using Scrum (Mike Cohn) – концепции из этой книги встречались в тесте очень часто. Вы должны знать, что такое Improvement Communities и для чего они создаются, принципы перестройки компаний на рельсы Аджайл.
  • ·         Agile Estimating and Planning (Mike Cohn) – библия Аджайл планирования, комментировать особо нечего, если вы не читали эту книгу то вы не знакомы с Аджайлом.
  • ·         Agile Product Management with Scrum (Roman Pichler) – прочитав эту книгу, вы глубоко поймете роль Владельца Продукта.
  • ·         Agile Retrospectives (Esther Derby and Diana Larsen)лучшая книга по Ретроспективам. На экзамене я встретил несколько вопросов, непосредственно относящихся к этой книге. Запомните названия основных активностей, структура проведения ретроспектив.
  • ·         How Do We Know When We Are Done? (Mitch Lacey) – замечательная статья на сайте Альянса, объясняющая детали Definition of Done и для чего это нужно.
  • ·         What is Definition of Done (DoD)? (Dhaval Panchal) еще одна статья  о Definition of Done.
  • ·         The Art of Agile Development (James Shore) – читайте обязательно, чтобы понять принципе экстремального программирования.
  • ·         Agile Software Development with Scrum ( Ken Schwaber, Mike Beedle)классика жанра, первая книга по Скраму.

Это минимальный джентельменский набор для экзамена.

Еще хочу поделиться с вами одним секретом. Несколько месяцев тому назад вышла книга, которая может заменить многие из перечисленных выше. В моем личном рейтинге на сегодняшний день это лучшая книга по Скраму – Essential Scrum (Kenneth S. Rubin). Этой книги нет в списке рекомендованной литературы, но знаниями она может вас накачать очень быстро.

Сравнение с другими Аджайл Сертификациями

Вопросы не сбалансированы по сложности как в PMI-ACP. Как мне кажется, слишком большое количество неоднозначностей (некоторые, я уверен, будут считать это плюсом). Не покидало ощущение, что они были составлены разными людьми с разной стилистикой и скинуты в одну кучу. Не хватило некой последовательности, которую я ощутил при сдаче PMI-ACP.  Я поймал себя на мысли, что экзамен не держал меня в напряжении, в отличии от PSM (Professional Scrum Master) и PMI-ACP (Agile Certified Practitioner).  Времени – вагон, вопросы не ахти какой сложности и порог прохождения (50%)  - слишком малое испытание для человека, желающего называть себя Скрам Профессионалом.

Выводы

К сожалению, автоматически назвать человека, сдавшего CSP, профессионалом я не могу. А хотел бы. Для этого нужно поднять планку прохождения желательно до 80%, как минимум до 70%, чтобы у многих «профессионалов» отбить охоту  и возможность легкой сдачи. За исключением этого – тест совсем неплох и многими местами очень даже радовал.
И главное – поездка в Киев, все таки, оказалась удачной.

The End.