Professional Scrum Master (PSM)

Professional Scrum Master (PSM)
Professional Scrum Master (PSM)

четверг, 17 июля 2014 г.

Метафоры Скрама


Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Я люблю использовать метафоры в работе. Они создают яркие образы и помогают надежно хранить информацию. И даже если что-то вылетает со временем из головы, то стоит лишь вспомнить метафору – и ты опять с легкостью можешь восстановить все в голове.
Мне захотелось собрать вместе все известные мне метафоры по тематике Скрама. Когда это получилось, то я решил пойти дальше и создал карты «Метафоры Скрама». Теперь это проверенный и надежный инструмент для разогрева на любом тренинге, воркшопе или Ретроспективе. Давайте рассмотрим эти карты, которые затем вы сможете скачать и использовать в своих командах.
Scrum as a football game (1) – у Скрама, как и у футбола, есть определенные правила, которые нельзя нарушать. Мы знаем, что вратарь не может брать в руки мяч вне штрафной площадки, а полевой игрок подыгрывать себе рукой. Думайте о Скраме, как об игре, у которой есть собственные правила (Scrum Guide). Конечно, вы можете их не соблюдать, тогда просто не говорите, что вы играете в Скрам. Кто следит за тем, чтобы соблюдались правила в футболе? Рефери, а, точнее, целая группа арбитров. В Скраме эту роль выполняет… Скрам-Мастер. У каждой команды свой игровой почерк. Бразильцы традиционно имеют мощную атакующую линию, немцы отличаются слаженной командой игрой и дисциплиной. Правила Скрама же, ограничивая определенными рамками, дают каждой команде выработать свою собственную игру (процесс).
p_1.png
Scrum Master as a Coach (2) – все с пониманием относятся к тому, что каждая спортивная команда должна иметь тренера или коуча. Странно, но когда речь заходит о командах разработки, то это понимание почему-то исчезает. Скрам-Мастер – это коуч в экосистеме Скрама. Он задает неудобные вопросы и не приемлет статуса-кво. Коуч помогает команде лучше понять правила Скрама и их смысл. Коуч терпелив и верит в свою команду. Спортивные коучи работают с результативными командами – Скрам-Мастера растят высокопроизводительные Скрам Команды.
p_2.png
Scrum as a Mirror (3) – подойдя к зеркалу, мы можем заметить самые мелкие морщинки и прыщики на своем лице. Зеркало никогда не обманывает, ничего не преувеличивает. От зеркала ничего не скроешь. Скрам показывает нам все недостатки и «узкие» места, которые присутствуют в процессе, команде и всей организации. Для кого-то смотреть в зеркало Скрама и видеть свое настоящее отражение просто невыносимо, а кто-то набирается мужества и начинает бороться с недостатками. Не пытайтесь изменять правила Скрама – в этом случае вы будете смотреть в кривое зеркало.
p_3.png
Scrum as a Mother-In-Law (4) – прекрасная метафора, которую придумал создатель Скрама Кен Швабер. Скрам – как ворчливая теща, которая на некоторое время поселилась у вас дома. Мало того, что она ворчит, она еще и считает, что ее дочь была достойна лучшего мужа. Она недовольна тем, что вы раскидываете носки и тем, что в кухне постоянно гора немытой посуды. «Как же она достала» - думаете вы, но ничего не можете с ней поделать. Просто идите на кухню и вымойте посуду.
p_4.png
Scrum Master as a Sheepdog (5) – пастушья собака играет важную роль. Она помогает чабану загонять отару овец и охраняет животных в поселении от нападения диких животных. Скрам-Мастер же является защитником, охранником для команды разработки. От кого или чего он может защищать команду? Прежде всего, от внешних раздражителей. Скрам-Мастер тем самым помогает сохранить фокус, который так необходим для эффективной работы. После начала спринта Скрам-Мастер заботливо упаковывает команду в коробочку, внутри которой происходит работа, и как сторожевой пес начинает охранять ее.
p_5.png
Scrum as a Chess (6) – правила шахмат очень просты, их может понять даже ребенок. В своей жизни я не встречал еще ни одного человека, который бы их не знал. Но много ли вы знаете гроссмейстеров и мастеров спорта? Скрам очень прост, он умещается на семнадцати (17) страницах английского текста (Scrum Guide, 2013). Несмотря на видимую простоту, играть в Скрам на высоком уровне очень сложно. К сожалению, на это способны не многие. И еще раз повторяю – не пробуйте менять правила шахмат, как и правила Скрама. Конь может ходить только буквой «Г». Иначе это будут не шахматы, а Скрам – не Скрам.
p_6.png
Scrum Master as a Doctor (7) – сразу приходят на ум строчки из Корнея Чуковского «Добрый доктор Ай Бо Лит, он под деревом сидит». Если Скрам-Мастер – подобный доктор, то как и кого он лечит? И, самое главное, от чего? Скрам-Мастер поддерживает «здоровье» процесса ввереной ему Скрам Команды, это человек, обладающий самыми глубокими знаниями в Скраме. К тому же, Скрам-Мастер время от времени меряет температуру пациента (на Ретроспективе, Обзоре Спринта) и, при необходимости, помогает выписывать пилюлю. Скрам – эмпирический процесс, поэтому Скрам-Мастер должен следить за прозрачностью инкремента продукта (Definition of Done).
p_7.png
Product Owner as a Driver (8) – кто, если не Владелец Продукта должен гореть продуктом, иметь четкое представление о том, какую бизнес ценность он несет? Владелец Продукта – носитель бизнес видения продукта, как водитель машины, который знает конечную цель своего пути и не боится ухабистой дороги. Скрам-Мастер и команда разработки в этом случае – пассажиры автомобиля, который ведет Владелец Продукта.
p_8.png
scrum_warmup.png
Что можно делать с картами «Метафоры Скрама»? По этой ссылке вы можете скачать и распечатать карты. Затем принесите их на следующую Ретроспективу, воркшоп, тренинг, который вы проводите, и используйте как разогревающую активность. Заранее приготовьте несколько комплектов карт. Необходимо, чтобы у 2-3 человек в группе оказались одинаковые карты (например, Scrum as a football game (1)).
  1. Размешайте комплекты, положите их рубашкой вниз и дайте каждому выбрать свою карту.\
  2. Дайте 3-5 минут для того, чтобы люди нашли свои пары-тройки с одинаковыми картами в помещении, а затем обсудили содержимое карты.
  3. После этого каждая пара-тройка участников объясняет метафору, которая изображена на их картах. Вы же должны стоять возле флип-чарта и фиксировать озвучиваемые идеи с помощью цветных маркеров на бумаге. Поверьте, вы наверняка запишите очень много интересного.
Fotor071418168.jpg
Scrum ON!