Professional Scrum Master (PSM)

Professional Scrum Master (PSM)
Professional Scrum Master (PSM)

воскресенье, 2 июня 2013 г.

Вздыхатель, Критик, Мечтатель и Живчик и Супермен – типы Скрам мастеров

Вздыхатель
Вздыхатель – Скрам мастер, который при малейшей неприятности опускает руки. Он лишь вздыхает и говорит: «У меня никогда не получится». Но это не так.Нужно лишь попробовать. Иногда у Вздыхателя появляется отличная идея или он замечает проблему, которую можно решить. Но Вздыхатель очень боится неудачи, а еще больше того, что команда будет смеяться над ним.
Вздыхатель не контролирует в полной мере Скрам процесс. Каждый раз от такого Скрам мастера можно услышать одну из похожих фраз:
  • У меня не получается сделать это, потому что мне не везет.
  • Я не собираюсь пробовать. Вдруг у меня не получится? Вдруг надо мной будут смеяться?
  • Мне стыдно за вас. Мне стыдно за команду. Мне стыдно за себя.
  • Владелец Продукта меня не понимает. Команда меня не слушает.
Критик

Критик, в отличие от Вздыхателя, никогда не боится публично выразить свою позицию. Он обладает профессиональными навыками критика. Он может найти недостатки у самого отличного плана и так высмеять чью- то идею, что после это покажется просто глупо ее реализовывать. Для него нет большего удовольствия, чем заметить чужую неудачу и сказать: «А ведь я вас предупреждал». У Критика всегда есть, что сказать про планы других. Но о своих планах он предпочитает молчать. Часто от Критика можно услышать:
  • Это точно не сработает. 
  • Это глупая идея.
  • Я вам говорил, что этот план ни к чему нас не приведет. Вы виноваты.
  • Да ладно, я же вам говорил, что нужно было делать.
Мечтатель


Голова Мечтателя всегда витает в облаках. У него всегда есть большое количество прекрасных идей, которые помогли бы команде стать лучше. Но, к сожалению, у Мечтателя слова часто расходятся с делом. Мечты так и остаются мечтами. Они редко воплощаются в реальность. Понаблюдайте за Мечтателем и, возможно, вам удастся услышать:
  • Я хочу использовать более интересный формат проведения ретроспективы. Когда нибудь я это сделаю.
  • Было бы замечательно попробовать новый инструмент для ведения Беклога.
  • Я хочу лучше бороться с препятствиями команды.
  • Я лучше вас знаю, как это должно работать в теории. Меня абсолютно не волнует ваша практика. 
Живчик

Девиз такого Скрам мастера – «Нужно действовать и немедленно». Живчик находится в постоянном процессе решения проблем. Он крутится как белка в колесе. Когда что-то происходит, он мгновенно реагирует и, не задумываясь, начинает действовать. К сожалению, Живчик мало анализирует вероятные решения проблемы. Он не понимает, что анализ также важен, как и само действие. Живчик никогда не озабочен поиском корня проблемы. Он всегда борется с симптомами.
Он Живчика часто можно услышать:
  • Я не сдамся. У меня получится. Нужно лишь постараться
  • Нужно удвоить наши усилия
  • Мы должны больше работать. Мы не можем сейчас остановиться.
  • Зачем тратить время на бесполезное обдумывание? Нужно действовать.         

Находите ли вы себя в одном из этих типов? Приходилось ли вам вздыхать и опускать руки? Считаете ли вы, что легче критиковать других людей, чем делать что-то самому? Вы любите мечтать, но ненавидите планировать? Вы с головой уходите в решение проблем, но не находите время на то, чтобы проанализировать ситуацию?
Я хочу познакомить вас со своим знакомым. Он опытный Скрам мастер и его команды отличается от остальных команд высокой продуктивностью, способностью более эффективно бороться с препятствиями.Зовут моего знакомого просто – Супермен.

У Супермена есть отличные навыки в постановке целей для команды и способности для их достижения. Как и Живчик, Супермен проактивен и не боится препятствий на своем пути. Но, в отличии от Живчика, он находит корневые причины всех проблем и вместе с командой  создает эффективный план по их разрешению. Супермен учится не только на своих удачах, но и на своих ошибках. Супермен постоянно мониторит свой прогресс и при необходимости корректирует планы, если видит, что они недостаточно эффективны.
Супермен часто говорит:
·         Ок, давайте постараемся исправить это в течении следующего спринта
·         Хм… Это проблема и мне нужно подумать, что с этим делать
·         Как это работало? Что пошло не так? Что мы можем сделать для того, чтобы в следующем спринте мы не повторили эту ошибку?
·         Это проблема, я согласен. Но давайте остановимся, проанализируем и попытаемся найти корень проблемы.

Допустим, что всем пяти Скрам мастерам нужно решить одну и ту же проблему.


Вздыхатель ходит кругами, не решаясь,что-либо предпринять. Конечно, это его никак не приближает к цели, он топчется на месте.
Критик уверен в том, что знает как решить проблему. Тем ни менее, ничего не делает для этого. Он только критикует и разбивает в пух и прах все попытки команды приблизиться к решению.
Мечтатель тоже никак не становится ближе к решению проблемы. Он стоит на месте и просто мечтает.
 В отличие от остальных, Живчик пытается найти ответ. Он никогда не сдается и продолжает упрямо двигаться вперед.Но, к сожалению, Живчик никогда не может найти время на то, чтобы остановиться и посмотреть по сторонам. Его путь к решению проблемы слишком долог и тернист.
И только Супермен с минимальными затратами приходит к целе и решает проблему.
Выбор прост. Необходимо ответить себе на один вопрос – к какому из пяти типов Скрам мастеров хотите принадлежать вы?