Professional Scrum Master (PSM)

Professional Scrum Master (PSM)
Professional Scrum Master (PSM)

среда, 6 августа 2014 г.

Работаем, помогая друг другу. Собираем командный пазл.



Команда Разработки. У меня есть один волшебный флип-чарт, который я всегда демонстрирую командам разработки, когда мы начинаем говорить о Скраме и командной работе. Вот он:
_MG_2678.JPG
После того, как мы проходим по всем пунктам, я задаю вопрос: «Как вы думаете, что из перечисленного самое главное, без чего работа в Скраме просто невозможна?»  И получаю различные ответы. Обычно только с 3-5 попытки люди указывают на правильный, по моему мнению, ответ:

Помогает друг другу

Если отсутствует именно этот компонент, то все остальное просто теряет смысл и идет прахом. Давайте разберемся, почему?
Обязуется достичь Цели Спринта – каким образом делать это эффективно, если каждый работает сам по себе и не желает помогать своему товарищу, сидящему рядом? Кроссфункциональная –  она остается (если уже была таковой), но в случае определенных командных форс-мажоров (болезнь, отпуск, уход ценного специалиста из команды), никто не займет пустующее место, разве что из-под палки. Мы же не помогаем друг другу. 6 ± 3 человека – на самом деле, для такой команды все равно какое количество людей набрано. Ведь каждый сам за себя. Это волчья стая, а «с волками жить – по-волчьи выть». Самоорганизованная – возможно, но только если понимать под этим, что каждый организовывает свою собственную работу и не заботится о том, что происходит вокруг в команде. Но это не самоорганизация, а пародия на нее. Самоорганизованная команда отличается высоким моральным духом, сплоченностью, желанием делить радости и невзгоды вместе, креативностью и ответственностью. Это люди, которые смотрят в одну сторону. Владеет Беклогом Продукта – соблюдается чисто номинально. Часто для команды, не помогающей друг другу, это значит, что таски распределены на Спринт вперед еще на планировании и решено, кто и чем будет заниматься в течение Спринта. Вспомните математику и теорию очередей. Где быстрее проходят люди – там, где параллельно стоят несколько очередей к кассам или там, где очередь из людей одна, а к любой освобожденной кассе подходит следующий по очереди человек? Без помощи друг другу вероятность затыков и закупорок в изолированных очередях из задач велика как никогда. Придти же на помощь будет некому. 2-3 года вместе * (необязательное требование Скрама, поэтому помечено звездочкой на флип-чарте) – да хоть пять лет или полстолетия. Не имеет в этом случае никакого значения.
Co-located  * (необязательное требование Скрама, поэтому помечено звездочкой на флип-чарте) – смотрите на пункт выше.
Плоская структура. В Скрам командах нет титулов, кроме определенных Скрам Гайдом ролей (Скрам Мастер, Владелец Продукта, Команда Разработки). А куда же подевались тестировщики, бизнес аналитики, автоматизаторы, кодеры и так далее? Люди продолжают выполнять свои прежние функции, но с момента, как они погрузились в Скрам, они равны и каждый становится Разработчиком, частью Команды Разработки. Мы двигаемся исключительно ВМЕСТЕ к поставленным целям.
  • Кто отвечает за качество в Скрам команде? Команда Разработки.
  • Кто обязуется достичь Цели Спринта? Команда Разработки.
  • Кто ответственен за разработку фич? Команда Разработки.
avery head dress_quote.jpg
Собираем пазлы (Broken squares).  Очень полезная и интересная игра, которую я использую в своих командах для того, чтобы объяснить, почему так важно и необходимо работать вместе, помогая друг другу, когда мы двигаемся к общей цели.

_MG_3896.JPG

Игра рассчитана на 3-6 игроков. Цель игры – каждый участник должен собрать полный квадрат. Если хотя бы у одного члена команды квадрат не собран – цель не достигнута.
Правила игры:
  • Каждому участнику раздается свой набор из частей квадрата в зависимости от количества человек (3-6). На фотографии выше изображена схема того, как следует формировать комплекты для отдельных игроков. Разрезанные части квадрата выдаются в конвертах с А,B,C,D,E,F.
  • Команде дается 10 минут на то, чтобы каждому собрать по квадрату.
  • Разговаривать запрещено.
  • Забирать фрагменты нельзя, можно только отдавать.
Здесь можно скачать файл в формате Word и распечатать на цветной бумаге (каждой команде свой цвет). Останется только поработать ножницами и расфасовать фрагменты квадратов по отдельным конвертам (смотрите на фото ниже).
_MG_3897.JPG
Играем. Теперь самое интересное – ставим таймер и запускаем отсчет на 10 минут. Наслаждаемся процессом. Имеет смысл назначить одного-двух наблюдающих, которые будут ходить между столами и следить за процессом. В дальнейшем они смогут поделиться с нами своими наблюдениями. Вот несколько паттернов, которые мне приходилось наблюдать:
  • Несколько человек сразу собирают квадраты и расслабленно опускают руки. Работа выполнена! Только через несколько минут до них доходит, что они просто блокируют остальную команду. Приходит прозрение, и люди начинают лихорадочно помогать другим.
  • Игра доставляет настоящий Фан. Поэтому не удивляйтесь, что в помещении будет часто раздаваться смех.
  • Участники, особенно в случае почти исчерпанного времени, будут нарушать правила – показывать жестами кому и что отдавать и т.д. Не вмешивайтесь в процесс, следите лишь за тем, чтобы соблюдалось молчание и команда, все-таки, пришла за 10 минут к намеченной цели. Обычно это происходит на 7-9 минутах игры.

Fotor0805122023.jpg
Корткое видео процесса игры можно посмотреть здесь.
Разбор полетов. Самая главная часть игры, как ни странно, происходит после. Это дебриф или разбор полетов. Пытаемся «вытянуть» из процесса как можно больше, задавая открытые вопросы:
  • Что вы чувствовали во время игры?
  • Какие ваши наблюдения?
  • С какими препятствиями вы столкнулись?
  • Что могло бы вам помочь достичь цели быстрее?
  • Чем еще вы хотели бы поделиться?
Обычно участники говорят о том, что они блокировали всю команду и из-за этого потеряли много времени. Приходит понимание того, что сложно достичь Цели игры без помощи другим и наблюдением за тем, что нужно твоим товарищам. Также я часто слышу о том, что задача была бы решена намного быстрее, если бы все фрагменты были отданы вместе (общий Спринт Беклог). Играйте, обсуждайте и «вытягивайте» как можно больше из этой игры. Надеюсь, она поможет вам и вашей команде посмотреть на роль Команды Разработки с другой стороны. Желаю удачи!
P.S. Мы обязательно поиграем с вами в эту игру на тренинге Professional Scrum Master (PSM) в Нижнем Новгороде 11-12 сентября.
Scrum ON!