Professional Scrum Master (PSM)

Professional Scrum Master (PSM)
Professional Scrum Master (PSM)

четверг, 29 августа 2013 г.

В чем могут помочь Аджайл сертификации




Хотел затронуть эту тему еще год назад. Я начал писать, но слова и предложения рождались, на удивление, очень громоздкие, и меня не покидало ощущение «отсиженной руки». Вроде бы и своя любимая, но очень неуклюжая и тяжелая. Еще немного промучившись, я, все-таки решил, что лучше вернуться к этому вопросу позже, когда мне будет, что сказать.
Кажется, это «потом» настало. Написать о сертификациях меня подтолкнуло вот что. Два месяца тому назад я начал процесс аккредитации Professional Scrum Trainer (PST) от Scrum.org. Еще многое предстоит сделать - впереди сдача PSMII и собеседование с Кеном Швабером. В рамках этой инициативы я нахожусь в тесном контакте с несколькими Сертифицированными Тренерами от Scrum.org. И одним из ключевых вопросов на собеседовании, которые мне задавали, был вопрос, касающийся Аджайл сертификаций. Зачем они нужны и какая от них может быть польза (если вообще существует)? Ниже я попытаюсь ответить на этот вопрос. Это моя личная точка зрения и я не претендую на истину в последней инстанции. Знаю, что многие со мной не согласятся. Заранее прошу прощения.

Формальная оценка правил игры. Любой тест (CSM, CSP, PSMI, PSMII) дает прекрасную возможность получить оценку формальных знаний Скрама (Аджайла). Я разделяю позицию Кена Швабера в том, что нельзя «делать» Скрам частично. Ответ может быть только бинарным. Или вы работаете в Скраме или нет. Скрам Гайд описывает правила игры, которым необходимо следовать. Скрам похож на игру в шахматы. Для того, чтобы «играть» необходимо следовать определенным правилам. В противном случае вы не сможете получить все преимущества Фреймворка. И поверьте, если вы сдадите, например, экзамен PSMI (а проходной бал 85%) то вы обязательно будете знать эти правила. У вас просто не будет иного выхода.
Роли, артефакты и церемонии Скрама не могут быть изменены. Имплементировать Скрам лишь частично возможно, но результатом уже будет нечто иное. Скрам может существовать лишь целиком, и он функционирует как контейнер для других техник, методологий и практик. (ScrumGuide, 2013)

Сдача теста стимулирует вас к тому, чтобы больше читать, учиться и становиться лучше. У каждой сертификации есть свой список рекомендуемой литературы, составленный экспертами в данной области. К примеру, список рекомендованной литературы для подготовки к Certified Scrum Professional (CSP) состоит из 25 книг. Прочитать хотя бы часть из них – большое дело для каждого.

Сертификация по себе является геймификацией учебного процесса. Признайтесь – очень сложно, по началу, заставлять себя читать, учиться чему-то новому. С сертификацией дело обстоит намного проще, ведь это геймифицированная система, мотивирующая и вовлекающая человека в процесс обучения. Сам по себе Сертификат – это красиво оформленный Бэдж(badge), привлекательная бумажка, награда, которую хочется получить. Проценты прохождения тестов в процессе подготовки – Пойнты(points), которые вы зарабатываете. Чем больше вы учитесь и читаете, тем больший бал получаете. Да и сам экзамен – вызов вам, вашим возможностям и вашему терпению. Сможете ли вы дойти до конца и победить самого главного босса – сертификационный экзамен?

Знакомства с интересными людьми. Возможно, это самый главный бонус, который возможно получить. Существует масса форумов и групп (в том числе и живых) для подготовки к тестам. Большая часть из них «обитает» в LinkedIn, и они похожи на большие улеи, в которые слетаются пчелы, собирающие мед знаний. Там можно найти массу единомышленников, готовых поделиться своими рецептами, знаниями и опытом в сдаче интересующего вас экзаменационного теста. Я нашел массу друзей на таких форумах. Мы до сих пор переписываемся и общаемся, уже после успешной сдачи теста.

Общий язык и общий mindset. Сдача теста помогает быть «on the same page» в терминах, определениях и принципах. Мы начинаем говорить c нашими коллегами на одном языке, что очень удобно в нашей отрасли. Не нужно объяснять, что такое PBR(Project Backlog Refinement) или MMF(Minimum Marketable Feature) , и с чем их нужно «есть».

На этом мой список заканчивается. Это основные обозримые плюсы, которые, можно получить при сдаче Аджайл сертификации. Буду рад вашим любым комментариям, дополнениям и замечаниям по этому вопросу.